Меню сайта

Форма входа

Важные ссылки










Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 87

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ДИАГНОСТИКА

Оценка эффективности воспитательного процесса и управления им

Эффективность воспитания и развития

Эффективность воспитательного процесса – это соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.

Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания:

  1. Определение цели и задачи изучения;
  2. Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания и развития обучающихся;
  3. Выбор методик изучения;
  4. Подготовка диагностического инструментария;
  5. Исследование испытуемых;
  6. Обработка и интерпретация результатов исследования;
  7. Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

Виды оценки эффективности воспитательного процесса и управления им:

- результативный: воспитание тем эффективнее, чем больше совпадают результаты с целями, что проявляется в уровне воспитанности и социализированности обучающихся, выражаемых в мониторинговых показателях – наблюдаемых признаках поведения и его осознания (через диагностику уровня воспитанности и социализированности);

- процессуальный: установление адекватности целей, содержания работы, выбранных методов, средств и её форм, учёта психологических условий и многое другое в деятельности классного руководителя (через методы наблюдения, беседы, педагогический анализ).

Критерии оценки воспитательного процесса (по Т.И.Шамовой, П.И.Третьякову):

  1. Оценка эффективности воспитательного процесса («Делай правильно то, что делаешь» - Я.А.Каменский):
  • Высокий уровень целостной системы (наличие и качество целей, содержания, основных воспитательных форм, необходимые условия и измерители процесса и его результатов);
  • Наличие инновации (система развивается за счёт инноваций);
  • Использование современных воспитательных технологий;
  • Демократический стиль управления (развитая система ученического самоуправления);
  • Гуманистический характер отношений в коллективе;
  • Использование в воспитательном процессе внешних социокультурных, образовательных цен6тров и природной среды;
  • Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнёрами;
  • Отслеживание результатов.
  1. Оценка действенности результата («Правильно делай то, что нужно» - Я.А.Каменский):
  • Удовлетворённость педагогов, обучающихся, родителей, общественности организацией жизнедеятельности в классе;
  • Поведение обучающихся соответствует установленным ценностям – нормам внутришкольной жизни;
  • Положительная динамика в изменении уровней воспитанности и социализированности обучающихся;
  • Сохранение здоровья школьников;
  • Организована социальная защита подростков.

Оценка уровня воспитанности и социализированности обучающихся

Воспитанность – это сформированная согласованность знаний, убеждений и поведения.

Воспитуемость – это возможность обучающегося к дальнейшему личностному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности.

Воспитанность включает в себя (по А.К.Марковой):

- запас нравственных представлений (то, что знает о нормах поведения и отношении к обществу);

- нравственные убеждения (как обучающийся воспринимает нравственные нормы для себя лично);

- реальное нравственное поведение (как знания и убеждения реализуются в поведении).

Критерии воспитанности:

1. (по М.В.Гамезо)

- уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек;

- уровень преднамеренности, произвольности поведения;

2. (по В.П.Сергеевой)

Интегративные качества личности

нравственность

интеллект

чувства

воля

их сентизированное проявление

Базисные

коллективизм

сообразительность

оптимизм

самостоятельность

общественная направленность

Ценностно-ориентационные

честность

объективность

совестливость

требовательность к себе

мужество

Практические

трудолюбие

любознательность

восприим-чивость

активность

активная жизненная позиция

Характе-рологические

гуманность

эрудированность

вдохновение

решительность

своеобразие личности

Критериальные

принципиальность

идейная убеждённость

нетерпимость к злу

целеустрем-лённость

воля, устремлённая на общечелове-ческие интересы

3. (по Н.П.Капустину)

отношения

5-6 класс

7-8 класс

9-11 класс

К знаниям

Познавательный интерес

Познавательная активность

Познавательная потребность

К обществу

Уважение к людям

Уважение к обществу и власти

Гражданская позиция

К труду

Интерес к труду

Потребность в труде

Готовность к профессиональному самоопределению

К природе

Экологическая грамотность

Экологическая культура

Экологическая потребность

К прекрасному

Эстетический вкус

Эстетическая культура

Эстетическое отношение к действительности

К себе

Я-личность

Самоуважение. Взаимоуважение. Здоровье.

Готовность к личностному и мировоззренческому самоопределению

4. (по Г.К. Селевко)

Критерий факта (поступка)

Негативные поступки

Безнравственный

Нет отклонений от нормы

Ответственный

Критерий отношений (социометрический)

Изгой (отверженный)

Лидер

Критерий содержания

Примитивные интересы

Космополитизм

Национализм

Общечеловеческие ценности

Гражданственность

Патриотизм

Критерий метода

Подчиняющийся

Конформист

Самостоятельный

Самовоспитывающийся

Критерий времени (готовность к самостоятельной жизни)

Инфантильный

Тревожный

Самооределившийся

Уверенный

Критерий доминантности

Безвольный, не заботящийся о здоровье

Пассивный

Ситуативный

Волевой, ведущий здоровый образ жизни

Активный, творческий

Целеустремлённый, доминантный

Социализация – это усвоение подростком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений (более широкое понятие чем «воспитанность»:

  • социализация как приобретение человеком социальной природы;
  • социализация как адаптация индивида к обществу;
  • социализация как инкультурация;
  • социализация как передача и усвоение норм и ценностей;
  • социализация как освоение социальных ролей.

Показатели социализированности:

- когнитивно-рефлексивный,

- коммуникативный,

- практический,

- ценностно-смысловой.

Критерии социализированности:

  1. Самовоспитание
  2. Отношение к здоровью
  3. Патриотизм
  4. Отношение к искусству           
  5. Отношение к природе  
  6. Нравственность 
  7. Социальная толерантность (партнёрское взаимодействия личности с различными социальными группами общества, она направлена на равновесие в обществе, на защиту прав и интересов личности в составе различных социальных групп).
  8. Социальная адаптированность (знания, умения и установки, необходимые для реализации себя в различных сферах деятельности, необходимой на данном возрастном этапе уровень образования).
  9. Социальную автономность (умение творчески подходить к жизни – креативность, т.е. поведенческая автономия).
  10. Социальная активность (мера согласованности самооценки и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды, мера приобщения на внешнее «надо», т.е. приобщение к должному).
  11. Социальная зрелость (социально и психологически обусловленный этап развития личности, который традиционно характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности)

 

Внимание! В соответствии с Законом РФ «Об авторском праве» распечатка, копирование, тиражирование и использование авторских материалов сайта целиком или полностью разрешается с письменного согласия автора или с указанием ФИО автора и размещением активной ссылки на сайт: //khabmari.ucoz.ru/

Вверх