Календарь« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
ДИАГНОСТИКА
Оценка эффективности воспитательного процесса и управления им
Эффективность воспитания и развития
Эффективность воспитательного процесса – это соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.
Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания:
- Определение цели и задачи изучения;
- Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания и развития обучающихся;
- Выбор методик изучения;
- Подготовка диагностического инструментария;
- Исследование испытуемых;
- Обработка и интерпретация результатов исследования;
- Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
Виды оценки эффективности воспитательного процесса и управления им:
- результативный: воспитание тем эффективнее, чем больше совпадают результаты с целями, что проявляется в уровне воспитанности и социализированности обучающихся, выражаемых в мониторинговых показателях – наблюдаемых признаках поведения и его осознания (через диагностику уровня воспитанности и социализированности);
- процессуальный: установление адекватности целей, содержания работы, выбранных методов, средств и её форм, учёта психологических условий и многое другое в деятельности классного руководителя (через методы наблюдения, беседы, педагогический анализ).
Критерии оценки воспитательного процесса (по Т.И.Шамовой, П.И.Третьякову):
- Оценка эффективности воспитательного процесса («Делай правильно то, что делаешь» - Я.А.Каменский):
- Высокий уровень целостной системы (наличие и качество целей, содержания, основных воспитательных форм, необходимые условия и измерители процесса и его результатов);
- Наличие инновации (система развивается за счёт инноваций);
- Использование современных воспитательных технологий;
- Демократический стиль управления (развитая система ученического самоуправления);
- Гуманистический характер отношений в коллективе;
- Использование в воспитательном процессе внешних социокультурных, образовательных цен6тров и природной среды;
- Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнёрами;
- Отслеживание результатов.
- Оценка действенности результата («Правильно делай то, что нужно» - Я.А.Каменский):
- Удовлетворённость педагогов, обучающихся, родителей, общественности организацией жизнедеятельности в классе;
- Поведение обучающихся соответствует установленным ценностям – нормам внутришкольной жизни;
- Положительная динамика в изменении уровней воспитанности и социализированности обучающихся;
- Сохранение здоровья школьников;
- Организована социальная защита подростков.
Оценка уровня воспитанности и социализированности обучающихся
Воспитанность – это сформированная согласованность знаний, убеждений и поведения.
Воспитуемость – это возможность обучающегося к дальнейшему личностному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности.
Воспитанность включает в себя (по А.К.Марковой):
- запас нравственных представлений (то, что знает о нормах поведения и отношении к обществу);
- нравственные убеждения (как обучающийся воспринимает нравственные нормы для себя лично);
- реальное нравственное поведение (как знания и убеждения реализуются в поведении).
Критерии воспитанности:
1. (по М.В.Гамезо)
- уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек;
- уровень преднамеренности, произвольности поведения;
2. (по В.П.Сергеевой)
Интегративные качества личности
|
нравственность
|
интеллект
|
чувства
|
воля
|
их сентизированное проявление
|
Базисные
|
коллективизм
|
сообразительность
|
оптимизм
|
самостоятельность
|
общественная направленность
|
Ценностно-ориентационные
|
честность
|
объективность
|
совестливость
|
требовательность к себе
|
мужество
|
Практические
|
трудолюбие
|
любознательность
|
восприим-чивость
|
активность
|
активная жизненная позиция
|
Характе-рологические
|
гуманность
|
эрудированность
|
вдохновение
|
решительность
|
своеобразие личности
|
Критериальные
|
принципиальность
|
идейная убеждённость
|
нетерпимость к злу
|
целеустрем-лённость
|
воля, устремлённая на общечелове-ческие интересы
|
3. (по Н.П.Капустину)
отношения
|
5-6 класс
|
7-8 класс
|
9-11 класс
|
К знаниям
|
Познавательный интерес
|
Познавательная активность
|
Познавательная потребность
|
К обществу
|
Уважение к людям
|
Уважение к обществу и власти
|
Гражданская позиция
|
К труду
|
Интерес к труду
|
Потребность в труде
|
Готовность к профессиональному самоопределению
|
К природе
|
Экологическая грамотность
|
Экологическая культура
|
Экологическая потребность
|
К прекрасному
|
Эстетический вкус
|
Эстетическая культура
|
Эстетическое отношение к действительности
|
К себе
|
Я-личность
|
Самоуважение. Взаимоуважение. Здоровье.
|
Готовность к личностному и мировоззренческому самоопределению
|
4. (по Г.К. Селевко)
Критерий факта (поступка)
|
Негативные поступки
Безнравственный
|
Нет отклонений от нормы
Ответственный
|
Критерий отношений (социометрический)
|
Изгой (отверженный)
|
Лидер
|
Критерий содержания
|
Примитивные интересы
Космополитизм
Национализм
|
Общечеловеческие ценности
Гражданственность
Патриотизм
|
Критерий метода
|
Подчиняющийся
Конформист
|
Самостоятельный
Самовоспитывающийся
|
Критерий времени (готовность к самостоятельной жизни)
|
Инфантильный
Тревожный
|
Самооределившийся
Уверенный
|
Критерий доминантности
|
Безвольный, не заботящийся о здоровье
Пассивный
Ситуативный
|
Волевой, ведущий здоровый образ жизни
Активный, творческий
Целеустремлённый, доминантный
|
Социализация – это усвоение подростком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений (более широкое понятие чем «воспитанность»:
- социализация как приобретение человеком социальной природы;
- социализация как адаптация индивида к обществу;
- социализация как инкультурация;
- социализация как передача и усвоение норм и ценностей;
- социализация как освоение социальных ролей.
Показатели социализированности:
- когнитивно-рефлексивный,
- коммуникативный,
- практический,
- ценностно-смысловой.
Критерии социализированности:
- Самовоспитание
- Отношение к здоровью
- Патриотизм
- Отношение к искусству
- Отношение к природе
- Нравственность
- Социальная толерантность (партнёрское взаимодействия личности с различными социальными группами общества, она направлена на равновесие в обществе, на защиту прав и интересов личности в составе различных социальных групп).
- Социальная адаптированность (знания, умения и установки, необходимые для реализации себя в различных сферах деятельности, необходимой на данном возрастном этапе уровень образования).
- Социальную автономность (умение творчески подходить к жизни – креативность, т.е. поведенческая автономия).
- Социальная активность (мера согласованности самооценки и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды, мера приобщения на внешнее «надо», т.е. приобщение к должному).
- Социальная зрелость (социально и психологически обусловленный этап развития личности, который традиционно характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности)
|
|