ДИАГНОСТИКА
Оценка эффективности воспитательного процесса и управления им
Эффективность воспитания и развития
Эффективность воспитательного процесса – это соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.
Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания:
- Определение цели и задачи изучения;
- Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания и развития обучающихся;
- Выбор методик изучения;
- Подготовка диагностического инструментария;
- Исследование испытуемых;
- Обработка и интерпретация результатов исследования;
- Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
Виды оценки эффективности воспитательного процесса и управления им:
- результативный: воспитание тем эффективнее, чем больше совпадают результаты с целями, что проявляется в уровне воспитанности и социализированности обучающихся, выражаемых в мониторинговых показателях – наблюдаемых признаках поведения и его осознания (через диагностику уровня воспитанности и социализированности);
- процессуальный: установление адекватности целей, содержания работы, выбранных методов, средств и её форм, учёта психологических условий и многое другое в деятельности классного руководителя (через методы наблюдения, беседы, педагогический анализ).
Критерии оценки воспитательного процесса (по Т.И.Шамовой, П.И.Третьякову):
- Оценка эффективности воспитательного процесса («Делай правильно то, что делаешь» - Я.А.Каменский):
- Высокий уровень целостной системы (наличие и качество целей, содержания, основных воспитательных форм, необходимые условия и измерители процесса и его результатов);
- Наличие инновации (система развивается за счёт инноваций);
- Использование современных воспитательных технологий;
- Демократический стиль управления (развитая система ученического самоуправления);
- Гуманистический характер отношений в коллективе;
- Использование в воспитательном процессе внешних социокультурных, образовательных цен6тров и природной среды;
- Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнёрами;
- Отслеживание результатов.
- Оценка действенности результата («Правильно делай то, что нужно» - Я.А.Каменский):
- Удовлетворённость педагогов, обучающихся, родителей, общественности организацией жизнедеятельности в классе;
- Поведение обучающихся соответствует установленным ценностям – нормам внутришкольной жизни;
- Положительная динамика в изменении уровней воспитанности и социализированности обучающихся;
- Сохранение здоровья школьников;
- Организована социальная защита подростков.
Оценка уровня воспитанности и социализированности обучающихся
Воспитанность – это сформированная согласованность знаний, убеждений и поведения.
Воспитуемость – это возможность обучающегося к дальнейшему личностному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности.
Воспитанность включает в себя (по А.К.Марковой):
- запас нравственных представлений (то, что знает о нормах поведения и отношении к обществу);
- нравственные убеждения (как обучающийся воспринимает нравственные нормы для себя лично);
- реальное нравственное поведение (как знания и убеждения реализуются в поведении).
Критерии воспитанности:
1. (по М.В.Гамезо)
- уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек;
- уровень преднамеренности, произвольности поведения;
2. (по В.П.Сергеевой)
Интегративные качества личности |
нравственность |
интеллект |
чувства |
воля |
их сентизированное проявление |
Базисные |
коллективизм |
сообразительность |
оптимизм |
самостоятельность |
общественная направленность |
Ценностно-ориентационные |
честность |
объективность |
совестливость |
требовательность к себе |
мужество |
Практические |
трудолюбие |
любознательность |
восприим-чивость |
активность |
активная жизненная позиция |
Характе-рологические |
гуманность |
эрудированность |
вдохновение |
решительность |
своеобразие личности |
Критериальные |
принципиальность |
идейная убеждённость |
нетерпимость к злу |
целеустрем-лённость |
воля, устремлённая на общечелове-ческие интересы |
3. (по Н.П.Капустину)
отношения |
5-6 класс |
7-8 класс |
9-11 класс |
К знаниям |
Познавательный интерес |
Познавательная активность |
Познавательная потребность |
К обществу |
Уважение к людям |
Уважение к обществу и власти |
Гражданская позиция |
К труду |
Интерес к труду |
Потребность в труде |
Готовность к профессиональному самоопределению |
К природе |
Экологическая грамотность |
Экологическая культура |
Экологическая потребность |
К прекрасному |
Эстетический вкус |
Эстетическая культура |
Эстетическое отношение к действительности |
К себе |
Я-личность |
Самоуважение. Взаимоуважение. Здоровье. |
Готовность к личностному и мировоззренческому самоопределению |
4. (по Г.К. Селевко)
Критерий факта (поступка) |
|
Негативные поступки Безнравственный |
Нет отклонений от нормы Ответственный |
Критерий отношений (социометрический) |
|
Изгой (отверженный) |
Лидер |
Критерий содержания |
|
Примитивные интересы Космополитизм Национализм |
Общечеловеческие ценности Гражданственность Патриотизм |
Критерий метода |
|
Подчиняющийся Конформист |
Самостоятельный Самовоспитывающийся |
Критерий времени (готовность к самостоятельной жизни) |
|
Инфантильный Тревожный |
Самооределившийся Уверенный |
Критерий доминантности |
|
Безвольный, не заботящийся о здоровье Пассивный Ситуативный |
Волевой, ведущий здоровый образ жизни Активный, творческий Целеустремлённый, доминантный |
Социализация – это усвоение подростком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений (более широкое понятие чем «воспитанность»:
- социализация как приобретение человеком социальной природы;
- социализация как адаптация индивида к обществу;
- социализация как инкультурация;
- социализация как передача и усвоение норм и ценностей;
- социализация как освоение социальных ролей.
Показатели социализированности:
- когнитивно-рефлексивный,
- коммуникативный,
- практический,
- ценностно-смысловой.
Критерии социализированности:
- Самовоспитание
- Отношение к здоровью
- Патриотизм
- Отношение к искусству
- Отношение к природе
- Нравственность
- Социальная толерантность (партнёрское взаимодействия личности с различными социальными группами общества, она направлена на равновесие в обществе, на защиту прав и интересов личности в составе различных социальных групп).
- Социальная адаптированность (знания, умения и установки, необходимые для реализации себя в различных сферах деятельности, необходимой на данном возрастном этапе уровень образования).
- Социальную автономность (умение творчески подходить к жизни – креативность, т.е. поведенческая автономия).
- Социальная активность (мера согласованности самооценки и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды, мера приобщения на внешнее «надо», т.е. приобщение к должному).
- Социальная зрелость (социально и психологически обусловленный этап развития личности, который традиционно характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности)