Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Важные ссылки










Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 87

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Природосообразность в условиях поликультурной среды духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Природосообразность в условиях поликультурной среды духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

(выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Реализация этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся в основной образовательной программе», направление: Специфика и содержание этнокультурного компонента духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, 15.04.2014г.)

Хабибулина Марина Михайловна, учитель информатики МБОУ «Боханская СОШ №1» п.Бохан Иркутской области

 

Под поликультурным образованием понимается обучение, гармонизация развития личности в процессе взаимодействия, диалога с другим – другими людьми с иными ценностями, иным образом жизни, стилем поведения – как партнерами по общению, и в результате осознания, переосмысления, нового понимания себя через другого (через идентификацию и рефлексию развивающейся личности). 

В структуру содержания поликультурного образования входят открытый и вариативный комплекс знаний (о культурном и мировоззренческом разнообразии человечества, культурном и религиозном плюрализме современного общества знание государственного и родного языка), ценностей, навыков, компетенций (способности к диалогу с представителями иных культур, самокоррекции поведения, критического мышления, адаптации к поликультурной среде и т.д.).

Поликультурное образование должно иметь две главные цели: удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов и подготовка людей к жизни в мультикультурном обществе. В способствовании формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Основные задачи:

• Формирование у детей качества образовательной мобильности, которое позволяет перемещаться в поисках образовательных ресурсов и подразумевает формирование умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам, не только по учебникам и лекциям, но по книге самой истории.

• Формирование культурной грамотности, которая является первичной для образования. Знание истории культуры является базой для решения личных и социальных проблем любого уровня. Культура становится основой социального действия и коммуникативной компетентности. Задача состоит в преодолении пробела замкнутости в знаниях учащихся, приобщении их к культурам и традициям различных национальностей, корректировке воздействия на молодежь социально-этнических факторов и формировании у них осознания себя гражданами мира.

• Формирование умений самообразования. Изыскания, которые учащиеся должны предпринимать во время реализации программы образования – это индивидуальные образовательные траектории, образовательные исследования, обеспечение личностного развития и поддержки индивидуальности в поликультурном пространстве.

Поликультурное образовательное пространство представляет собой пересечение различных культурных сред, где осуществляется адаптация личности и приобретение ею опыта культуросообразного поведения, здесь же происходит интенсивная культурная самоидентификация и реализация творческих задатков способностей учащихся, в основе чего лежит природосообразность. В педагогическом плане важным является тот факт, что поликультурное образовательное пространство представляет собой не просто институт формирования знаний, умений, навыков, а служит объективной средой для совместной жизнедеятельности всех участников педагогического процесса. Это и есть та среда, где происходит формирование духовно-нравственных начал личности обучающегося.

В свете этого основная функция поликультурного воспитания состоит в том, чтобы интегрировать личность в общечеловеческую и национальную культуру, создать культуросообразную среду воспитания, раскрыть поле выборов культурных образцов и смыслов жизни. Воспитательное и развивающее пространство – это не только внешняя среда, но и нравственно-духовное пространство личностей ученика и учителя, интегрированных в эту среду.

В настоящее время в мировом образовательном процессе возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности развития. Появляются новые парадигмы образования, в которых педагогическая действительность отражается с помощью нового языка науки. 
В научный оборот входят такие понятия, как образовательное пространство и образовательный регион, поликультурная образовательная среда, образовательные технологии и др.

Поликультурность современного социального пространства предъявляет системе образования требования учета особенностей разных культурных традиций. Эти требования вполне реализуемы, так как истоком культуры любого народа всегда было то, что человек стремился находиться в гармонии с природой.

Реакцией на возникновение новых социокультурных реалий со стороны мировой педагогической науки стала разработка соответствующих образовательных стратегий, что нашло отражение в документах ООН, Совета Европы, ЮНЕСКО и т. д. 

Наиболее полно данная проблема рассматривается в зарубежных концепциях мультикультурного образования (Д. Бэнкс и др.), межкультурного образования (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Нике и др), глобального образования (Р. Хенви).

В российской педагогической науке также активизировались теоретические поиски: возникли концепции "Воспитание культуры межнационального общения" З.Т. Гасанова, "Многокультурное образование" Г.Д. Дмитриева, складывается традиция поликультурного образования под влиянием теоретических исследований коллектива В.В. Макаева, З.А.Мальковой, Л.Л. Супруновой. Ведутся научные разработки в области мультикультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова и др.).

Согласно проекту «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» эта система призвана учитывать государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии. При этом опора на природосообразные этнокультурные традиции позволяет организовывать подготовку подрастающих поколений к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского, международного масштаба.

Известными исследователями-этнологами, этнографами, культурологами (Арнольдов А.И., Арутюнов С.А., Гачев Г.Д., Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г., Белик А.А., Полищук В.И., Каган М.С. и др.) подчеркивается, что практически все этнические культуры характеризуются тем, что органично взаимодействуют с природой, едины с ней. Здесь человек не отделяет себя от природы, считая себя такой же ее частью, наделенной душой, как и растения, животные, горы, реки и т.д. Вследствие чего он нацелен не на покорение природы, а на диалог, сотрудничество с ней. Он понимает: умение чувствовать и понимать ее язык, строить свою жизнь, учитывая закономерности природного цикла, жить в согласии с природой и людьми, сохраняя найденное равновесие природы и человеческих потенциалов - основа гармоничной жизни настоящей и будущей. Следовательно, народы создавали культуру, сообразную природе; культуру, отражающую законы гармонии природы, Вселенной. Эти этнокультурные традиции, имеющие общую основу, но разнообразные по форме выражения, в качестве основных идей вошли в систему поликультурного образования.

Природосообразность поликультурного образовательного пространства проявляется в его целях, принципах, содержании. Так, содержание уже первой цели указывает на ее природосообразную сущность, так как утверждает духовно-нравственное воспитание и  развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культур. Как известно, эта цель содержалась в опыте народного воспитания.

Вторая цель раскрывает природосообразность инструментов социализации в рамках поликультурного образования: «воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающего поколения и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее базовых уровнях - этнокультурном и национально-территориальном». Этнокультура и родной язык являются природосообразными средствами воспитания (социализации). Так, например, исследователями обнаруживаются явные связи звуков языка этноса и звуков той природы, среди которой живет данный этнос. Г. Д. Гачевым естественные национальные языки трактуются как голоса местной природы в человеке. Отсюда, у звуков языка существует прямая связь с пространством естественной акустики, которая в горах иная, чем в лесах иль в степи. И как тела людей разных рас и народов адекватны местной природе, а этнос - космосу, так и звуки языка находятся в резонансе с национальной природой.

Содержание поликультурного образования в проекте представляется как четыре взаимосвязанные культурные части, усвоение которых в указанной последовательности позволит подрастающему поколению понять общее и особенное в разных культурах: этнокультурная (обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя конкретной этноязыковой и этноконфессиональной группы), национально-территориальная (обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя национально-территориального сообщества конкретного субъекта Российской Федерации), общероссийская национальная (обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя российской гражданской нации), мировая (обеспечивающая человеку включенность в глобальные цивилизационные процессы и возможность идентификации в качестве равноправного члена международного сообщества).

Такое движение образовательного процесса от простого и знакомого к сложному и незнакомому также выявляет природосообразный характер поликультурного образования: сознание учащегося расширяется по мере приближения к общечеловеческому, достигает планетарного уровня, за которым следует уровень космический, вселенский.

Далее рассмотрим с позиции природосообразности основные принципы поликультурного образования. В частности, принцип полилингвальности не противоречит природосообразности, так как известно, что издревле народы, общаясь между собой (торговля и т.д.), знали многие языки, были открыты к культурам других народов, что способствовало процветанию. Отсюда можно сделать вывод, что человек как система характеризуется природной открытостью, естественным стремлением познавать окружающий мир, то есть эти свойства заложены в его природе.

Природосообразность принципа преемственности не требует доказательств, так как идея преемственности пришла в педагогическую науку из народной педагогики, которая, как известно, сама основывается на идее соответствия природе. Поэтому Г. Н. Волков, описывая принципы, факторы, методы, формы, средства народной педагогики, подчеркивал их природосообразность, утверждал, что народная педагогика вся природосообразна.

Природосообразность принципов дифференциации и разнообразия, а также вариативности нами рассматривается в связи с вопросом возникновения и развития этнокультур в условиях природной среды. Под влиянием конкретных природных условий образуются разнообразные варианты, которые выражаются в отдельных различиях в материальной и духовной сферах культуры. Отсюда многообразие культурных форм, их кажущаяся несводимость друг к другу. Таким образом, сосуществование разнообразия культур - это естественно, так же как и в самой природе сосуществует и процветает многообразие, потому что питается одним источником.

Природосообразность принципа креативности не вызывает сомнений, так как творческое начало в человеке заложено самой природой: человек изначально способен к саморазвитию, творческому преобразованию (это мы видим на примере ребенка, который всеми силами, сам того не осознавая, стремится расти, познавать, развиваться). С позиции же нового уровня принципа природосообразности человек как энергетическое существо способен путем преобразования энергии-информации совершенствовать себя и мир.

Принцип культурной целостности и принцип этической актуальности, требуют от системы поликультурного образования понимания культуры как сущностной основы образования, а также формирования и развития универсальных умений и компетенций, в том числе освоения обучающимися актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения. Из содержания этих принципов следует их природосообразный характер, так как, как нам известно, общая для всех культур основа, источник - природа способствовала вырабатыванию этносами общечеловеческих норм и духовно-нравственных ценностей, руководство которыми и позволяло веками мирно сосуществовать разным культурам, чувствовать внутреннее единство (целостность). Что касается актуальных для современного этапа универсальных норм, то осмысление нового, энергетического уровня развития принципа природосообразности позволило нам выйти на научно обоснованные законы Мироздания, которые, как утверждают ученые, являются общими для всех людей универсальными обязательными нормами.

Принцип объемной (стереоскопической) картины мира также природосообразен, так как требует такого образовательного описания мира, которое будет адекватным психологическому, культурно-историческому и географическому местонахождению этнической общности: «Движение от семьи и родного дома - к стране и миру, от субъекта федерации - к России и земному шару представляется вполне естественным».

Природосообразная основа поликультурного образования проявляется в том, что эта образовательная среда предполагает сохранение фундаментальных образовательно-воспитательных функций родных языков народов России наряду с русским языком, который становится активным посредником диалога культур. Будучи обладателем энергии многих поколений, слово является незаменимым «лекарством» для чувств, регулятором эмоций, адаптирующим механизмом. Поэтому использование родного языка как основного инструмента обучения и воспитания указывает на природосообразность системы поликультурного образования.

В проекте «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» особое внимание уделяется воспитательной системе, которая призвана определять эффективность поликультурного образования. В связи с этим выделяются ее основные принципы:

1. Национально-культурная основа воспитания, предполагает приобщение детей к культурным традициям и духовно-нравственным ценностям народов России, учет этнопсихологических особенностей и достижений народной педагогики, использование родного языка в процессе воспитания. Предыдущий материал  позволяет увидеть, что каждый пункт в содержании этого принципа пронизан природосообразностью.

2. Гуманистическая открытость воспитания, предполагает воспитание в духе толерантности, коммуникабельности, доверия и миролюбия, свойственном многонациональной отечественной культуре. Все этнокультуры «выросли» на одной основе - природосообразности жизни, миропонимания, обучения и воспитания подрастающего поколения, что способствовало развитию заложенных природой качеств человеколюбия, дружелюбия, открытости и др.

3. Личностная ориентированность воспитания, предполагает активное вовлечение обучающихся в процессы социализации, что указывает на природосообразность. Известно, что сама природа побуждает человека к развитию его задатков, умственных, нравственных и физических сил, к развитию органов чувств и способностей к мастерству, которые неповторимо различны у каждого ребенка.

4. Воспитание гражданской ответственности, опирается на гармоничное сопряжение этнокультурного самосознания (что уже указывает на природосообразность) и российской гражданской идентичности обучающихся, что также не вступает в противоречие с этнокультурным самосознанием, так как российская идентичность выработалась исторически и естественным образом вошла в самосознание этносов.

5. Воспитание целенаправленной созидательной активности, требует использования различных форм трудового воспитания, творческого моделирования, привлечения обучающихся к практической и социально значимой деятельности. Для раскрытия природосообразной сущности данного принципа обратимся к восприятию труда в этнокультуре, а именно, в народной педагогике. Труд в народном воспитании занимает особенное место. Природа и жизнь сами развивают в детях привычку и любовь к труду, так как они видят постоянно работающих отца и мать и сами часто помогают им. Но здесь же, по собственному побуждению, ребенок иногда пытается сделать то, что обычно делают взрослые, потому что, скрытая в нем природная «пружина» постоянно выталкивает его за пределы ситуации.

Трудовая деятельность детей начинается с самообслуживания - это первый момент переключения биологической потребности ребенка к деятельности в целенаправленную трудовую деятельность, первый психологический момент формирования трудолюбия. Таким образом, в этнокультуре обучение ребенка самообслуживанию проводится в соответствие с идеей природосообразности.

6. Базовый принцип организованного саморазвития содержит идеи развития человека в активной самостоятельной деятельности и составляет основу технологий поликультурного воспитания. При этом данный принцип подчеркивает необходимость перехода процесса воспитания в самовоспитание.

Этот принцип относится к синергетическому подходу, согласно которому человек как самоорганизующаяся открытая система, имеет способности раскрытия внутреннего потенциала, которые призвана развивать система образования. Как видим, данный принцип также природосообразен.

Из вышеизложенного следует, что природосообразность является самой сутью поликультурного образования. Это объясняется тем, что в его основе лежат идеи, вобравшие в себя этнокультурные традиции, руководящим положением в создании которых была идея соответствия природе. Эта общая основа - природосообразность, позволяла разным культурам сосуществовать в гармонии в течение многих веков, а в системе поликультурного образования она может способствовать реализации природосообразного воспитания школьников, включающего воспитание понимания и принятия ими разных культур, а значит формировать духовно-нравственную основу личности.

Библиографический список:

1. Гачев Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций. - М.: Академия, 1998. - 432 с.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

3. Иванова Н. И. Природосообразное воспитание: этнопедагогический аспект. Монография. - Стерлитамак, 2009. - 141 с.

4. Иванова Н. И. Основы природосообразной духовной педагогики. Монография. - Стерлитамак, 2009. - 114 с.

5. Проект «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» Электронный ресурс: Официальный сайт министерства образования и науки РФ. Режим доступа: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988.

6. http://www.science-education.ru/

7. http://psylist.net/pedagogika/

Категория: Мои статьи | Добавил: MariKhab (07.02.2016)
Просмотров: 620 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Внимание! В соответствии с Законом РФ «Об авторском праве» распечатка, копирование, тиражирование и использование авторских материалов сайта целиком или полностью разрешается с письменного согласия автора или с указанием ФИО автора и размещением активной ссылки на сайт: //khabmari.ucoz.ru/

Вверх